ул.  Горького 4Д +7 902-585-74-57


Урал в живописи Дмитрия Васильева

24

июля

2015

 

Дмитрий Васильев – современный отечественный художник. Его имя стало известно уральскому зрителю после ряда персональных выставок, проведённых в Екатеринбурге и в области в 2011–2013 гг., в выставочном зале СХ Екатеринбурга и Каменск-Уральского. Дмитрий Васильев – активный участник коллективных городских и региональных выставок. Его работы нередко можно увидеть в экспозициях городских галерей и салонов.

Профессиональную подготовку Дмитрий последовательно проходил в Свердловском художественном училище им. И.Д. Шадра, а затем в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств), в мастерской В.В. Соколова. Творчество художника характеризует достаточно широкий тематический диапазон. Эта особенность творчества отражена в альбоме «Дмитрий Васильев. Сохраняя традиции», выпущенном в 2012 г. На момент выхода этой книги общее число выставок превысило пятьдесят. Работы кисти Васильева украшают частные российские и зарубежные собрания. Тематикой для живописных произведений стали мотивы с берегов Ладожского озера, Поволжья, Суздаля, Владимир- ской области, Китая. Особым творческим подходом отличается тема Урала в живописи современного художника, она звучит сильным аккордом в творчестве Дмитрия Васильева. Художник передаёт его многогранность, самобытность, мощь и поэзию посредством цвета и графики, фактуры мазка кисти, стилизации композиции, ритмичности и декоративности. Урал для художника не только живописное место с природными и культурными особенностями. Здесь он родился и вырос, получил основы профессионального образования. Этот край ему близок и знаком. За несколько последних лет плодотворной работы Дмитрий приобрёл славу уральского художника.

В его работах просматриваются традиции, восходящие к творчеству А.К. Денисова-Уральского, одного из основателей уральской живописной школы. Произведения отличаются выразительностью сюжета, подчёркивающего характерные особенности уральского края. Передавая живописными средствами эпическую мощь и широту уральских просторов, Дмитрий Васильев изображает скалистые выступы, отроги рек, горные вершины и хребты.

Река Чусовая предстаёт перед зрителем в разные времена года. Характерным силуэтом выделяются на её фоне скальные выступы. Это красивейшая гряда камня Винокуренный, скалы богатырь в Староуткинске, причудливый камень Печка, вблизи старого уральского села Кын. Дмитрий обращается к выразительной стилизации природных форм, создавая застывшие в камне образы. Величественные каменные останцы застыли, храня легенды и мифы нашего края. Сурово возвышается ка- мень «Черепаха», охраняя горные просторы Урала. Каменные формы как молчаливые свидетели древнейшей истории пы- таются донести до зрителя с живописных полотен ощущение неповторимости, уникальности и красоты Урала. Способствует этому и цветовое содержание работ, выступающее активным выразительным средством в творчестве художника. Колори- стический диапазон варьируется от сдержанно-холодного до насыщенных оттенков.

Просматриваются в уральских пейзажах особенности так называемого «сурового стиля», получившего значительное развитие на Урале в 60-х годах прошлого века. Художественные произведения отличают лаконизм и концентрированность образов. Композиции заполняют подчёркнуто огрубленные формы. Передавая фактуру камня широким пастозным мазком или мастихином, художник, словно, вырубает на холсте каменные глыбы.

Не только в суровом облике предстаёт Урал в живописи Дмитрия Васильева. Холодный северный колорит сменяет цветовая насыщенность тёплых оттенков. Мощь и широта уральских просторов смягчается в произведениях ощущением родственности природы человеку, сообщающим им мягкую лирическую задушевность. Таким чувством проникнута работа «Лето в Тюлюке», где на фоне синевы южноуральского хребта на бревенчатом мосту через горную речку изображены пасущиеся кони.

Изображает Дмитрий и реку Чусовую, плавно текущей между холмами с расположенными на них деревенскими домами. Кое-где между домов возвышается храм. Изображение храмовой архитектуры Урала также неотъемлемая черта живо- писи художника. Он вписывает в картины архитектурные ан- самбли, расположенные на высоких скалистых берегах рек, создавая характерные уральские пейзажи. Перед зрителем предстают старинные храмы Верхотурья, а, Тюмени.

Многогранность уральского сегмента творчества Дмитрия Васильева дополняет серия городских пейзажей. При её выполнении заметно обращение художника к иным выразительным средствам. При сохранении цветовой насыщенности как основного выразительного средства композиции появляется активное использование графики, подчёркивающей особенности архитектуры. На живописных полотнах изображены узнаваемые уголки Екатеринбурга, тихие улочки со старинными, зачастую полузабытыми, особняками города Ирбита, пейзажи Невьянска с характерным силуэтом подающей башни, Кунгура. И здесь художник выбирает сюжеты со «свидетелями истории» – старинными строениями, малыми архитектурными формами. Изображая подробности их декора, конструктивные элементы, выразительный силуэт, находя им точное место в картинном пространстве, художник передаёт их красоту и величие.

Разносторонность творческих интересов, богатый практический опыт позволяет художнику использовать широкий диапазон выразительных средств. Каждая работа имеет свойственное только ей прочтение благодаря индивидуальному подходу автора. Отсюда не перетекающие из работы в работу палитра красок, композиция, степень стилизации, декоратив- ности, характер поверхности и т. д. Игнорируя постоянное использование одних и тех же приёмов Дмитрий видит каждую новую работу по-другому, отлично от предыдущей. И даже при повторном исполнении одного и того же сюжета каждое живописное произведение предстаёт в неожиданном ракурсе, наполнено новым настроением, чем вызывает интерес и вни- мание зрителя.

Сложным, многоликим выглядит Урал в творчестве Васи- льева. Он суров и прекрасен, но не безлюден и одинок. При всей своей сдержанности уральская земля не лишена радостных красочных оттенков осенней листвы, первой зелени и бурного майского цветения. Скальные выходы даже и в окружении светлых красок первой листвы выглядят принадлежно- стью уральского края. А сквозь ветки цветущих яблонь и си- рени проглядывает характерная уральская архитектура. Своё представление об образе Урала художник формирует на холсте, с использованием различных художественных средств, стремясь запечатлеть характерный образ родного края. Его творчество основано на традициях уральской живописной школы, одним из основателей которой, по праву, считается А.К. Денисов-Уральский. Уральская живописная традиция получила сильное развитие в 60-х годах XX в. И можно убедиться на примере творчества Дмитрия Васильева продолжает развиваться и сегодня, обогащая уральское искусство новым качеством работ, изобразительным языком, композиционно-образным и сюжетным строем композиции.

Алиева Ольга Олеговна