ул.  Горького 4Д +7 902-585-74-57


Творчество художника Рустема Хузина

24

марта

2017

    Творчество казанского художника, члена Союза художников России и Республики Татарстан Рустема Хузина показательно для современного искусства, поддерживающего традиции его многовекового развития. Сила реализма прослеживается в его работах с жанровым многообразием.

         Причём в каждом из них художник чувствует себя одинаково уверенно, что находит отражение и в манере быстрого письма натюрмортов в технике «a la prima»,
и в тяготении его пейзажей к крупному формату, и в сложных многофигурных композициях на историческую тематику. Если он берётся за разработку картины по историческим событиям, то делает это с опорой на документальные материалы, его персонажи – реальные личности, внесшие значительный вклад в историю своего государства и народа. Но достоверность как художественное качество присуще также и пейзажному жанру.

         Нет сомнений, что без выбора автором холстов больших размеров, вытянутых преимущественно по горизонтали, не сложились бы столь масштабными Волго-Уральские виды, какими их пишет Рустем Фаитович. По мнению живописца с более чем 20-летним опытом, только реалистическое искусство способно раскрыть для зрителя всю красоту окружающего мира. Её он и передаёт с масляной пастозностью. Тем не менее, несмотря на немалый размер полотен, работы «Стражи каменного Урала», «На Урале дожди», «Ветреный день в Нижних Серьгах» и др. пленэрные по характеру живописи. Созданы если не быстро, то энергично, с вниманием к живой атмосфере света и воздуха. Колорит его пейзажей напрямую зависит от географической среды и погодных условий. Более того, художник считает, что главная задача настоящего живописца – это самоустранение, то есть отказ от собственного эго в пользу транслирования эстетики. Другими словами, художник воспитывает эстетическое чувство прекрасного у зрителя, концентрируясь на состоянии природы, а не на своём собственном. Именно поэтому пейзажам не свойственна надуманность и идеализация, они такие, каков Урал: масштабный, панорамный, но покорённый человеком. Колористическая палитра зачастую отличается теплотой, близка к натуральным оттенкам местной флоры: травянисто-зелёным, охристым. При этом нет увлечённости деталями, хотя небольшие элементы стаффажа всё же присутствуют в композициях, как то фигурка рыбака на фоне разливающейся уральской реки или птица, кружащаяся над каменистой сопкой. Подход в работе над пейзажем созвучен правилу, сформулированному ещё Н.Н. Волковым, теоретиком и практиком искусства XX века: «Весь секрет колорита, отвечающего тому, как природа объединяет свои цвета, заключается в хорошо выбранных отношениях». В нашем случае, художник пишет не предмет, а его окружение, благодаря чему зритель ощущает движение ветров, подгоняющих гладь воды до ряби на её поверхности и сминающий травинки у её берегов. Не вписывает объекты в пространство картины, а мыслит тоновыми отношениями. Этот верный с точки зрения классической европейской школы живописи подход (а Рустем является выпускником Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова) отчасти объясняет ту музейную ценность, которой обладают картины живописца из Казани. Его работы находятся в собрании Государственного музея изобразительных искусств Татарстана, Булгарского музея-заповедника, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Турции.

      Натюрморты и пейзажи художника, в том числе вышеперечисленные, представлены в Екатеринбурге только в галерее «Уралкартина». Здесь есть возможность приобретения живописи Рустема Хузина, а также – заказа работ, находящихся в собрании художника.

Искусствовед Решетникова Анна